4. ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ

Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”
4. ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ
Как-то на даче мне встретилась пятилетняя девочка, с которой много занимались дома, по она почему-то была плохо развита: не помнила ни одного стихотворения, не могла рассказать ни одной сказки, и речь у нее была беднее, чем у многих сверстников. Позднее, когда я ближе познакомилась с семьей, мне стало ясно, что родители не умеют для дочки выбирать книги.
Да, есть семьи, где детям читают много, но бестолково, как говорится, что под руку попадет. Это могут быть и высокохудожественные произведения, и серые, бездарные, на которые просто жаль детских сил и времени, уж лучше бы ребенок поиграл па свежем воздухе. Это могут быть и необходимые книги, и случайные.
Объем восприятия детей ограничен, поэтому приходится думать о предпочтениях. Девочке, о которой шла речь, целое лето читали сказочную повесть в 300 страниц, а потому, естественно, ни на что другое времени не хватило, ни на Пушкина, ни на Андерсена…
Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Так, повесть Д. Дефо “Робинзон Крузо” лучше читать (с купюрами) в семь-восемь лет, чем позже. Для подростков – это очередная книга о приключениях. Восприятие младших ребят неизмеримо богаче: они чувствуют и наслаждаются поэзией труда.
Как не пропустить для сына (дочери) ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на всё детство.
В этом могут помочь и библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие – самим детям, и представляют собой увлекательные детские книги о книгах.
К пособиям первого типа относится книга, которую вы держите в руках и где основное внимание уделено классической литературе – отечественной и зарубежной. Классика всегда требует к себе внимания, иначе ее вытесняет “дешевое чтиво” – литература, не требующая труда души. Однако в одной книге невозможно охватить все, поэтому рекомендуем библиографический справочник “Очерки о детских писателях” (М.: Баласс, 1999.- 240 с), подготовленный преподавателями Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и посвященный только русской детской литературе. Здесь есть очерки о писателях, которые из-за нехватки места не вошли в мое пособие. Это такие блистательные имена как П. П. Бажов, А. М. Волков, Ю. И. Коваль, Н. Н. Матвеева, Ю. П. Мориц, Ю. К. Олеша, А. де Сент-Экзюпери, Е. Л. Шварц, Янсон Туве Марика. Познакомьте с ними своих детей.
Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их. Лет 10 тому назад все дети, поступая в школу, отличались начитанностью и хорошим литературным воспитанием, потому что тогда все дошкольные учреждения руководствовались едиными государственными программами, созданными научными центрами, которые базировались на теоретическом наследии К. Ушинского и Л. Толстого, обогащенном громадным опытом: работы с книгой в детских садах, школах и библиотеках. В наши дни выходят еще более совершенные программы, отражая успехи педагогической практики, но, увы, они не являются обязательными для исполнения, в результате чего в одних детских садах ребята получают нормальное читательское развитие, а в других – нет. Рекомендую программу, которая поможет родителям восполнить этот пробел.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Сост.: И. В. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ножкина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, М. М. Гурович. – СПб.: Акцидент, 1995. – 288 с.
Программа разработана в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена на кафедре дошкольного воспитания, имеющей глубинные литературные корни и традиции. Ведь именно при этой кафедре после революции возник кружок основоположников нашей детской литературы, куда входили С. Маршак, В. Бианки, В. Конашевич, Е. Чарушин и другие писатели и художники, а также мой незабвенный учитель Е. Н. Привалова, которая, в свою очередь была ученицей О. И. Капица, матери всемирно известного физика.
Главное достоинство этой программы заключается в том, что она дает систему литературного развития детей в разных возрастных группах: 2-3 года, 4 года и 5-6 лет. Каждой группе посвящена главка, где рассматривается психология восприятия книги в данном возрасте и даются советы, как его развивать. Заканчивается каждая главка перечнем рекомендаций литературы для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. Эти списки приведены в конце энциклопедии (с. ). В помощь для работы по этой программе выпущено пособие: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет, сада / Под ред. В. И. Логиновой. – СПб.: Акцидент, 1996. – 128 с.
Если Ваш сын (дочь) получит должное литературное развитие в дошкольные годы, то в 7-8 лет смело знакомьте его с библиографическими пособиями. Российская государственная детская библиотека (РГДБ), обладая огромным практическим опытом, создала фундаментальные справочники, обеспечивающие всю полноту содержания детского и подросткового чтения: Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях / РГДБ; Координатор И. Я. Линкова. – М.: Либерия, 1998-2000, с портр. и ил. Ч. 1 – 1998, – 432 с.; Ч. 2. – 1999. – 432 с.; Ч. 3 – 2000. – 512 с.
Материал расположен в алфавите авторов. В каждом очерке – портрет писателя, короткий, но интересный и содержательный рассказ о его жизни и творчестве, затем – список произведений, в лучших изданиях. В конце каждого тома – данные об иллюстраторах и переводчиках.
Впервые с этими справочниками познакомьте своего (сына) дочь в 7-8
лет: “Давай поищем книги писателей, которых ты уже читал” (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Благинина, Маршак, Чуковский, Андерсен, Гауф, Перро и мн. др.). Возвращаясь к справочникам вновь и вновь, показывайте детям перспективу чтения: “Давай я тебе расскажу, какие книги я любил, когда, мне было 9, 12, 14 и т. д. лет” (Б. Алмазов, Драгунский, Бичер Стоу, Жюль Верн, Ефремов, братья Стругацкие, Д. Лондон, Сервантес, Уэллс и мн. др.). Так постепенно у Вашего ребенка формируется читательская эрудиция, вызывая в его сердце благородное честолюбие и радость самоутверждения. Библиографические справочники для детей – эффективное средство воспитания активного, вдумчивого чтения.
К уникальным библиографическим пособиям относится и детская литературная энциклопедия: Я познаю мир: Дет. эщикл.: Литература / Авт.-сост. Н. В. Чудакова; Худож.: Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 448 с: ил.
Автор-составитель вводит ребенка в мир искусства слова, предлагая очерки о замечательных писателях, русских и зарубежных. Среди них те, кто давно вошел в детское чтение, и те, кого дети стали читать сравнительно недавно: А. Н. Апухтин, В. П. Астафьев, Е. Н. Баратынский, Н. С. Гумилев, Джералд Даррелл.
Рекомендуя: книги, автор параллельно воспитывает у детей культуру чтения, сообщая им в объеме, доступном возрасту, сведения из истории и теории литературы, о ее видах и жанрах (“Басня”, “Былины”, “Беллетристика”, “Детективная литература”, “Драматургия”, “Приключенческая литература”, “Инсценировка и экранизация”, “Научная фантастика”, “Поэзия и проза”), из истории книги и книгопечатания (“Азбука”, “Берестяные грамоты”, “Летопись”, “Иоганн Гутенберг”, “Иван Федоров”).
Каждый очерк заканчивается рубрикой “Листая страницы”, где приведены стихи, сказки, рассказы или отрывки из произведений данного автора (П. Бажова “Голубая змейка”, В. Даля “У тебя у самого свой ум”, памфлет М. Зощенко “Обезьяний язык”). Очень интересны истории псевдонимов писателей.
Большое внимание уделяется в энциклопедии формированию у маленького читателя литературных связей, ассоциаций. Так, в очерке “Гораций” приведено два вольных перевода оды этого римского поэта (“Памятник” Г.Державина и “Памятник” А. Пушкина), а в очерке “Басня” рассказано о родоначальнике жанра Эзопе и его последователях в разных странах: Лафонтен – во Франции, Лессинг – в Германии, И. А. Крылов – в России.
В энциклопедии вы найдете чудесные произведения, которые славят труд (“Все для всех” Ю. Тувима, “Учитель” А. Блока, “Труд” В. Брюсова). А как хорошо уже на заре жизни узнать такие слова из романа Ж. Верна “Пятнадцатилетний капитан”: “Тот, кто с детства знает, что труд – закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, …тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдутся воля и силы для свершения их…”.
Благородный человек, труженик и боец – вот нравственный ориентир, который энциклопедия дает детям. Это и маленький мальчик, который храбро защищает свою бабушку (рассказ В. Железникова “Рыцарь”), это и Джордано Бруно – герой исторического романа А. Волкова “Скитания”, это и герой-мученик педагог Януш Корчак, это и лучший детский поэт дореволюционной поры А. Плещеев.
Среди писателей, о которых рассказано в энциклопедии, есть декабрист (К. Рылеев), есть участники революции и гражданской войны (А. Гайдар, А. Грин, В, Катаев), есть солдаты Великой Отечественной войны (С. Баруздин, А. Твардовский). Знакомя детей с историей, автор-составитель сообщает факты, но не торопится с оценками и обобщениями, к которым дети придут, когда подрастут.
Обзор библиографических пособий, созданных на основе многолетнего изучения детей, показывает, какого высокого уровня духовного развития детей можно достичь с помощью книги, но для этого нужно руководство чтением, которое не подавляет, а активизирует маленького читателя: хорошие книги, если они оставят след в сердце ребенка, дадут правильное направление его самостоятельному чтению.
Однажды в петербургскую детскую библиотеку им. И. А. Крылова пришел девятилетний мальчик, который поразил библиотекарей умением выбирать книги. “Кто научил тебя?” – “Когда я был маленьким, – ответил мальчик, – папа и мама читали мне книги этих писателей и рассказывали про них. В библиотеке я увидел и другие их произведения”. Так, юный читатель взял сказки К. Паустовского, одну из которых знал с детства.
Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями. Здесь должны быть книги, необходимые для всех детей (классика), и книги, отражающие индивидуальные интересы вашего ребенка.
В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Большое место принадлежит познавательной литературе. Старшие дошкольники впервые знакомятся с детскими журналами. В настоящее время широко распространены сказочные повести, такие как “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова или “Приключения Незнайки” Н. Носова. Младшие школьники очень любят их: какая радость читатъ длинное повествование, порой в нескольких томах, наслаждаясь долгим общением с любимыми героями. Однако родителям надо следить, чтобы сказочные повести не заняли все читательское время ребенка, вытеснив другие жанры. Ведь ему нужны и стихи, и сказки, и рассказы, и познавательная книга.
Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что всё индивидуально: иной в четыре года воспримет то, что другому трудно и в шесть. Но дети развиваются скачками и могут сравняться или даже поменяться местами.
Предлагаемые детям книги должны быть несколько выше их развития, чтобы стимулировать его. Детей утомляет вялость, топтание на месте, разжевывание известного.
Привычка к напряженной духовной жизни создается содержанием чтения и его интенсивностью. Ребенку интересно не тогда, когда легко, а когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам. Отсюда энергия и динамизм детского чтения: годовалого развлекают потешками, с трех лет читают сказки К. Чуковского – настоящие поэмы, а шестилетнему уже доступны серьезные познавательные книги. К сожалению, в жизни часто видишь, как искусственно задерживают развитие детей, подавляют любознательность. Ребенок просит заинтересовавшую книгу, а в ответ слышит: “Тебе еще рано ее читать”. Лучше поступить иначе: возьмите книгу, перескажите отдельные отрывки, прочтите некоторые страницы, рассмотрите с ребенком иллюстрации.
Однако во всем должно быть чувство меры, и нельзя согласиться с другой крайностью, когда необоснованно завышается планка чтения, что приучает к поверхностному восприятию книги. Как-то в одну из детских библиотек Петербурга пришел отец семилетнего мальчика и с гордостью показал список книг, прочитанных сыном за год, с пометками, что понравилось, а что нет. В списке было 78 книг, в среднем по 200 страниц каждая. Итого за год семилетний ребенок прочел свыше 15 тысяч страниц. Среди книг были “Туманность Андромеды” Ефремова и другие произведения, которые читают старшие школьники, а нужных для его возраста книг не было.
Поверхностное чтение не дает развития. Не случайно среди произведений, которые не понравились мальчику, был “Конек-Горбунок” П. Ершова. Значит, в раннем, дошкольном возрасте стихи, сказки, рассказы были прочитаны поверхностно и не дали ребенку поэтического развития.
При выборе книг для детского чтения важен вопрос: как определить, доступна ребенку та или другая книга или нет.
Если ребенок с интересом воспринимает книгу, значит, как правило, он дорос до ее понимания. Интерес – признак доступности, но не абсолютный. Важно и другое: доступна ли для него основная идея произведения, т. е. то, во имя чего оно создавалось. Поясним свою мысль примером.
Однажды шестилетнему мальчику читали с купюрами повесть В. Короленко “Дети подземелья”, а рядышком пристроилась его маленькая сестра, на которую никто не обращал внимания. Вдруг раздался плач. “Тебе жаль Соню?” – спросила удивленная мать. Девочка тоже удивилась, зачем жалеть Соню, ее все любили и подарили куклу. Оказывается, жаль Васю, потому что его не любил папа. Вот и всё, что она поняла. Ясно, хотя малышка слушала повесть с интересом, она еще не доросла до нее, потому что большего ей объяснить невозможно. Другое дело мальчик. Сначала он только следил за сюжетом, но потом ему предложили подумать: почему папа сначала не любил Васю, а потом полюбил, и стало понятным всё. Папа думал, что Вася недобрый мальчик, по убедился, что ошибся, и горько раскаивался, что не ценил такого прекрасного мальчика; ярко высветилось благородство Васиной натуры, горе отца и трагедия семьи бродяги Тыбурция и его детей, Валека и Маруси.
Может возникнуть вопрос: а для чего детям читать повесть, которую в школе под руководством учителя они будут изучать несколько лет спустя? Для развития в младшем возрасте доброго, отзывчивого сердца. К тому же замечено, что школьники относятся к книгам, известным с детства, с повышенным интересом и лучше усваивают их.
Итак, сделаем вывод: недоступным произведение можно считать лишь тогда, когда ребенку невозможно объяснить его главный смысл. Такое понимание доступности очень расширяет круг книг, которые мы предлагаем детям.
И еще: круг чтения может быть расширен за счет книг, для активного восприятия которых ребенок еще не дорос, но пассивно он их воспринимает, усваивая то, что ему интересно и понятно. Поясню свою мысль примером. С шестилетней Настей я попыталась читать и беседовать на отдельные темы из английской “Детской энциклопедии” для дошкольников, где Космос, Земля и человеческая цивилизация, ее история и настоящее показаны через картинки, стилизованные под детский рисунок. Ничего не вышло, и я оставила книгу на потом. Но каково же было мое удивление, когда я стала замечать у Насти новые понятия и представления, явно почерпнутые из энциклопедии; особенно меня порадовало, что девочка сама догадалась использовать энциклопедию как справочник. В подготовительной группе детской музыкальной школы, куда она поступила, ученики рисуют картинки к песенкам, и Настя, выполняя эти задания, заглядывает в энциклопедию: как изобразить ту или иную птицу, или зверя, или клоуна, или спортсмена…
В наше пособие включены некоторые трудные книги именно в расчете на выборочное их использование, чтение, беседы, рассматривание иллюстраций.
Теперь осталось предупредить родителей о том, что в последние годы в детской литературе стали часто встречаться грубые, вульгарные произведения. Для примера приведем рассказ Валерия Роньшина “Новая мама”. Жили-были мама, папа и девочка Маруся. Мама, артистка цирка, выполняла аттракцион с маленьким сундучком. Однажды она исчезла, и вскоре появилась красивая тетя, Дарья Петровна. – “А вот и наша мама пришла!” – обрадовался папа, – “Папа, – говорит Маруся, – ты что, спятил?” (Достойная дочь своего отца!) А папа машет рукой: “Доченька, ну не всё ли тебе равно? Была одна мама, теперь другая. Все женщины одинаковы”. Его поддержала незнакомка: “Новая вещь, детка, она завсегда лучше старой”. Опуская дальнейшие перипетии сюжета, скажем, что однажды Маруся нашла во дворе на помойке сундучок, а в нем – живая мама, ее туда затолкали папа с тетей. Их вскоре арестовали и отправили в тюрьму. А мама привела Марусе нового папу, дядю Юру, он художником работал. Деньги рисовал. И стали они с тех пор жить богато и весело.
Произведения подобного рода дают детям ложные представления: такова жизнь, так живут, а следовательно, так и надобно жить на белом свете. Литература – всегда обобщение, особенно для ребенка, поскольку он не имеет жизненного опыта.
В современном искусстве для детей много произведений, которые нацелены против нравственных основ жизни. Для дошкольников это сериалы о бесконечных разборках между котом, мышью, собакой, где детей приучают смеяться над страданиями, где возводят в доблесть предательство, коварство, удары из-за угла, обман и издевательства. Ребята постарше читают книги и смотрят фильмы, где смакуются убийства и разврат, где восхваляется алчность и легкое нетрудовое обогащение. Не случайно волна преступности и наркомании коснулась детей и подростков. Когда по телевизору видишь несовершеннолетних убийц, насильников, грабителей, вымогателей, то думаешь: кто же их родил и вырастил, на нашу голову? К сожалению, таких родителей обычно жалеют, а не осуждают. Признаюсь, я тоже грешила этим и как-то с возмущением рассказывала своему сослуживцу о соседском подростке, который, вернувшись из колонии, по пьянке поднял руку на отца. Однако мой собеседник, имевший маленького мальчика, сказал: “Если мой сын дойдет до тюрьмы, то пусть он меня бьет, убьет и – будет прав!” Вот она, отцовская ответственность!
Грубость и насилие в жизни и в книгах и телепередачах травмируют и искажают сознание ребенка. Уже из детского сада дети приносят “игры”, зловещего смысла которых не понимают. “Меня убили, я умерла”, ложится на пол и закрывает глаза. Так самое страшное преступление низводится на уровень обыденности. А недавно я услышала, как 5-6-летние ребята, среди них Настя, с воодушевлением пели на известную мелодию такие слова:
По ка-, по ка-, по камушку мы школу разберем,
Директора зарежем,
Учителя убьем…
А вот современный вариант песенки про елочку:
В лесу родилась елочка,
Под ней сидел бандит
И ждал, когда Снегурочка.
Притащит динамит…
И вот идет Снегурочка
И тащит динамит.
Еще одна минуточка,
И елочка взлетит.
В детсадовском фольклоре ничего подобного прежде не наблюдалось…
Отметим еще одно ошибочное, на мой взгляд, явление детской литературы – противопоставление мира взрослых и детей, когда взрослая жизнь изображается неинтересной, тусклой, бесцветной. Герои таких книг мечтают навеки оставаться детьми.
Вот диалог из повести-сказки “Питер Пэн.” Д. Барри между миссис Дарлинг и вечным мальчиком, которого она хочет усыновить: – “…вы пошлете меня в школу?” – “Конечно”. – “А потом – на работу в контору?” – “Ну, вероятно”. – “И скоро я вырасту и стану мужчиной?..” Миссис Дарлинг протянула к нему руки, но он отшатнулся: “Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину”.
Установка на вечное детство противна самой природе ребенка, устремленного на рост и развитие. А исключение только подтверждает правило: еще Б. Житков заметил, что среди ребят встречаются “хитрецы”, которые быстро улавливают свою выгоду и на потребу взрослым изображают “пупсиков”. “Это уже не дети, которые любят быть детьми. Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется “ух, что наделать!””
Установка на вечное детство вредна и с педагогической точки зрения, потому что ориентирует на инфантильность, особенно вредную для мальчиков. В зависимости от воспитания есть 5-летние мужчины и 20-летние недоросли. Не раз доводилось видеть, как внешне дурнеют молодые люди, если на смену очарованию юности не приходит мужское обаяние, происходящее от самостоятельности и спокойной, доброй силы.
Неуважение к миру взрослых породило идеализацию детской неразвитости и как следствие – культ непослушания и невоспитанности, что началось в 1968 году с появления повести-сказки А. Линдгрен “Пеппи Длинный-чулок”. Ее содержание не сводится только к этому, о чем подробнее скажем позднее, а сейчас отметим, что иные родители видят в непослушании внутреннюю свободу – залог становления активной личности. Думается, они ошибаются. Конечно, чрезмерная строгость может сделать ребенка робким и неуверенным в своих силах, закомплексованным, как говорят теперь. Но и вседозволенность и невоспитанность не сулят ничего хорошего и принесут самому ребенку большие огорчения, потому что никто, а сверстники особенно, не станут терпеть грубость и чванство.
К тому же здесь уместно сказать о такой особенности детской психологии: ребята любят учителей строгих, но справедливых, что и есть истинная любовь и доброта к детям. Вспомним народную и православную педагогику. В дореволюционной России детей всех сословий, от крестьянских до царских, растили в строгости, в почитании старших, в труде, и вырастали ученые, предприниматели, композиторы, путешественники, купцы, изобретатели и другие представители активных, творческих профессий.
Наконец, последнее. Покупая книги для ребенка, обращайте внимание на издательство, их выпустившее. Смело берите книги старого издательства “Малыш” – качество гарантировано. Многие новые издательства восприняли нашу высокую издательскую культуру и выпускают хорошие книги, например, московское издательство “Дом”, петербургские “Комета” и “Лицей”. Хорошую репутацию имеет издательство “Росмэн”.
К сожалению, многие прекрасные книги, выпущенные в последние годы, выходят тиражами, недостаточными для страны.
Покупайте детские книги, но помните – без детской библиотеки не обойтись. Детские библиотеки – национальное достояние России. Без них нельзя сформировать полноценный круг чтения ребенка и осуществить воспитание культуры чтения во всей полноте его содержания.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: