Олег Янковский. Взгляд.

Вчера получила по электронной почте письмо от дочери:

 

“Захожу на страницу твоего блога – ну неужели ты про него ничего не напишешь???
Сегодня была в Ленкоме, купила гвоздик, расплакалась, естественно – кучи телеграмм, горы цветов, и люди – шли, шли… И его фотография посередине – и взгляд этот – такой добрый и такой… искренний, что ли… Второй день не могу прийти в себя. Завтра поеду на похороны, хотя знаю, что себя извожу, но просто не могу не поехать.
Хочу статью от тебя. Отдельную. Про “твоего” Янковского”.

 

Вот такой “журналистский заказ”, такая просьба. А я уже два дня ничего не могу написать. Думаю, слова подбираю. Ничего не получается. Не нахожу подходящих слов, сплошные банальности. Хочется написать что-то достойное, даже выдающееся, – чтобы соответствовало уровню этого человека. Но разве дотянешься?! Да и что значит: “мой” Янковский?! В театре я его работ не видела, членом Фан-сообщества не была. Впрочем, понятия “Янковский” и “фан-сообщество” – явно несовместимы.

 

.А знаете, я ведь очень хорошо помню момент своего знакомства с этим великим актёром. Помню самый первый для меня взгляд этого человека! Мне было семь лет, и по телевизору показывали новый многосерийный фильм “Щит и меч” (ну, разумеется, он был чёрно-белый).

Сейчас часто пишут и говорят про фильм “Семнадцать мгновений весны” – как про первый многосерийный фильм, во время показа которого улицы советских городов пустели, потому что все сидели по домам и смотрели очередную серию. Но, знаете, первым таким фильмом был всё же фильм 68-го года “Щит и меч” Владимира Басова.

Каждая серия начиналась и заканчивалась прекрасной, вызывающей слёзы песней “С чего начинается Родина” в исполнении Марка Бернеса.

В фильме играли совсем юные Олег Янковский и Станислав Любшин. Два немыслимых красавца. По своему малолетству деталей этого сериала я не запомнила, да и, видимо, не всё понимала, но. Сцена, когда Генрих Шварцкопф – герой Олега Янковского – слышит слова-пароль от своего друга, понимает, что тот – советский разведчик, и в потрясении оборачивается. Эта сцена впечаталась в моё детское сознание на всю жизнь. Взгляд! Взгляд, который невозможно сыграть, “сконструировать”, изобразить. Взгляд Олега Янковского. 

Потом, вскоре, был фильм “Служили два товарища”, где главные роли гениально сыграли Олег Янковский и Ролан Быков. Впрочем, потрясающим исполнением они “не выпадали” из строя фильма, потому что незаметных ролей и посредственной игры там вообще нет ни у кого. Все роли, даже эпизодические, сыграны великолепно. Да что там говорить, это классика не только нашего, но и мирового кинематографа. И если вы до сих пор не посмотрели этот фильм – срочно, немедленно исправляйте свою ошибку! В этом фильме, созданном в самое что ни на есть советское время, было с гениальным прозрением и предвидением сказано всё и о России, и о революции, и о гражданской войне. А уж про актёрский состав и уровень актёрского мастерства можно говорить исключительно с пиететом и придыханием: Высоцкий, Ия Савина, Папанов, Алла Демидова.

 

(Слушайте, ну почему нынче продюсеры не могут набрать полноценный актёрский состав даже на один фильм?! Почему сейчас мы видим сплошную самодеятельность в тех супер-пупер-мега-блокбастерах, на изготовление которых тратятся миллионы?! Почему актёры такого масштаба человеческой личности, как перечисленные выше, исчезли?!)

 

.Так вот в фильме “Служили два товарища” тоже есть сцена, которая так же, как в фильме “Щит и меч”, с таким же невероятным потрясением, осталась в моей детской памяти. Сцена, где героя Олега Янковского – трогательного, интеллигентного, совсем не военного человека, – смертельно ранят, и он оборачивается на выстрел, оборачивается с недоумением, с детским удивлением: “Как же так?!”. И вновь этот взгляд – уже иной, другого человека, но по-прежнему незабываемый.

Господи, как же это важно, чтобы маленькие девчонки и мальчишки, и люди постарше видели на экранах ТАКИХ героев! Неправда, что искусство не влияет на жизнь и не в состоянии изменить её! Это очень важно, особенно в детстве: КОГО мы видим в качестве образца для подражания или объекта мечты! 

Это было начало. А потом была жизнь, которая менялась. Менялась страна, менялись герои, менялись приоритеты. Герои Олега Янковского тоже менялись, и следующее поколение девчонок уже вздыхало по Волшебнику из “Обыкновенного чуда” и по Мюнхгаузену – “Тому самому”. А люди “среднего возраста” видели себя и всё понимали про героев Янковского в фильмах “Полёты во сне и наяву” и “Влюблён по собственному желанию”.

Потому что Янковский играл Героя Нашего Времени. Собственно, он им и был.   

Олега Янковского называли “секс-символом” страны, – над чем он сам искренне иронизировал. Да и правда, какой он “секс-символ”? Секс-символ – это нечто пустое и самодовольное, это что-то глянцевое и ненастоящее. У меня с этим словом почему-то ассоциируются жирная коричневая мазь культуристов и фишки казино.

А Олег Янковский был Настоящий. Неизменными оставались благородство, ум, интеллигентность, взгляд.

Взгляд. Почему я так упорно повторяюсь про взгляд? Потому что Олег Янковский был Актёр Молчания. Актер Взгляда. Потрясающее и редчайшее качество. В нашу эпоху “Бла-бла-бла” он, как никто, умел молчать на экране (вспомните долгую сцену в “Обыкновенном чуде” Марка Захарова или столь же напряжённо-долгую в фильме Тарковского).

Но Олег Янковский обладал удивительным даром: в молчании, во взгляде он мог передать нам гораздо больше, чем иной раскрученный за папины деньги балабол, засыпающий нас по самую макушку словесным мусором. 

Обратите внимание: будучи невероятно известным, Олег Янковский умудрялся как-то по-особому благородно оставаться в тени. Он, казалось бы, не прилагал никаких усилий, чтобы оставаться популярным. Сейчас иногда можно услышать от актёров, что надо участвовать в любой работе – в сериалах, даже низкопробных, в рекламе, надо бывать на тусовках и даже специально придумывать скандалы. Короче, “надо светиться”, чтобы “быть в обойме”, чтоб зритель тебя не забыл.  

А Янковский ничего этого не делал. Он тщательно выбирал фильмы, в которых будет сниматься, работал с хорошими режиссёрами, был семейным человеком и имел лишь одну-единственную за всю жизнь жену. Про него не писали в “жёлтой прессе”, а он. Он был известен и любим всей страной на протяжении многих десятилетий. Это о многом говорит и дорогого стоит, правда? Это – настоящее, этого не купишь за деньги и не создашь пиаровскими технологиями.

Нет сегодня среди молодых актёров второго такого Олега Янковского. Нет!!! Поверьте, это не возрастное брюзжание, мой аргумент прост: ведь Олега Янковского узнали и оценили мгновенно, без раздумий и наработанных за многие годы заслуг, когда ему не исполнилось ещё и двадцати пяти. Всем сразу стало понятно, “кто пришёл”. Умница. Красавец. Аристократ Духа.

Сегодня на каждом ТВ-канале говорят об Олеге Ивановиче. Сегодня – день его похорон. И в репортаже о нём показали фрагмент фильма, где герой Янковского говорит: “Что остаётся человеку? Подробности. Это не так мало.” Что ж, перефразируя, мне хочется написать: что останется нам? Взгляд Янковского, его пронзительные роли, которые потрясали нас, учили, помогали нам жить. Это не так мало. И простите меня за многословие.

 

Светлая память!

 

.Уходит Великая Эпоха Нашего Кино. Уже ушла! Янковский был Последний из Могикан. Это даже не драма. Это трагедия нашего времени. Потому что дальше – Пустота. 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: