Память

КРАСКО
Андрей Иванович
10.08.1957, Ленинград – 05.07.2006, Одесса
Детство
Андрей Краско родился в 1957 году в Ленинграде, в семье актера Ивана Краско, известного по фильмам “Принц и нищий”, “Сержант милиции”, “Конец императора тайги”. В возрасте двух лет Андрей впервые вышел на сцену. Этот курьезный случай произошел во время спектакля, в котором играл его отец. Увидев папу, мальчик не усидел в зале и в самый драматический момент выбежал на сцену с торжествующим криком: “А вот мой папа!”.
Спустя несколько лет родители Андрея развелись, и мальчик остался с матерью. Актер вспоминает: “Мама на меня всю свою жизнь положила. Я был болезненным ребенком, и она – учитель русского языка и литературы старших классов – уволилась из школы и пошла воспитателем в детский сад. А когда я учился в младших классах, она каждый день приходила на большой перемене и водила меня в туалет. На школьных брюках пуговицы на ширинке были очень плотные, мама помогала мне их расстегивать и застегивать.
Маме я обязан очень многим. Она меня научила говорить правду, глядя человеку в глаза. Мне было 17 лет, когда мы с другом Вовкой в первый раз хорошо погуляли, попали в вытрезвитель. Я первый раз в жизни, не предупредив маму, не ночевал дома. Наутро спрашиваю друга: что делать? Он посоветовал сказать правду. Я позвонил, мама спросила, где я. Я честно ответил: в вытрезвителе. Тишина повисла, потом мама переспросила: “В вытрезвителе? С Вовой? Ну что ж, приезжайте, наверняка не выспались и проголодались”. Она нас накормила и потом ни разу не попрекнула”.
Как правило, у детей актеров проблем с выбором профессии не возникает. Большинство из них поступают в театральный и продолжают династию родителей. Вот Андрей Краско, еще учась в школе, ездил на гастроли Театра имени Комиссаржевской в составе монтировочной бригады. Но, тем не менее, мальчик совсем не рвался в актеры. Кем он только не хотел быть! И космонавтом, и доктором, и пожарным, и шофером… Желания менялись буквально каждый день. И все же по окончании школы Андрей вопреки всеобщим ожиданиям, собрался таки в Театральный институт. “Просто так получилось, что это единственная профессия, в которой можно быть всем, кем захочешь”, – говорил он.
ЛГИТМиК
Окружающие восприняли выбор Андрея скептически. Все считали, что для актера у него недостаточно темперамента.
С первого раза поступить в ЛГИТМиК (ныне Санкт-Петербургская Академия Театрального Искусства) Андрею не удалось. Год он проработал монтировщиком сцены в театре им В.Ф. Комиссаржевской, а затем, подготовившись как следует, поступил в ЛГИТМиК на курс Аркадия Иосифовича Кацмана и Льва Абрамовича Додина. Педагоги разглядели в молодом парне будущего актера. Андрей Иванович с большой благодарностью вспоминал их и особенно Аркадия Иосифовича Кацмана, на курсе у которого он учился: “С мастером мне повезло. Я так думаю, что Аркадий Иосифович – это один из последних людей, которые занимались исключительно тем, что учили, не были параллельно режиссерами в театре, у него был талант именно педагога”.
Окончил ЛГИТМиК Андрей Краско в 1979 году. Тогда же он дебютировал в кино, сыграв эпизодическую роль шофера в фильме А.Лебедева “Личное свидание”.
Томский ТЮЗ
После окончания в 1979 году института Андрей Краско попал в Томский ТЮЗ. Произошло это благодаря первому секретарю ленинградского обкома партии Григорию Васильевичу Романову. Он “подарил” своему коллеге и другу первому секретарю Томского обкома партии Егору Кузьмичу Лигачеву к открытию томского ТЮЗа курс, на котором учился Андрей.
Андрей Иванович вспоминает: “Отмазывались от Сибири как могли: кто забеременел, у кого две бабушки на руках оказались. А полкурса поехали. Я об этом не жалею. За сезон сыграл роли в девяти спектаклях. Чехов, Шекспир, Горький”.
Большинство из поехавших в Томск начинающих актеров стали разбегаться оттуда уже спустя четыре месяца. Андрей Краско проработал больше года. За это время он, по его собственным словам, приобрел потрясающую профессиональную закалку. Но все-таки дальнейших перспектив в Томске не было, и Андрей, воспользовавшись предоставленной возможностью сняться в кино, вернулся в Ленинград.
Кукарача
Вернувшись в Ленинград, Андрей по совету своего друга Андрея Урганта решил поступить в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. Руководителя театра Геннадия Михайловича Опоркова Андрей Краско покорил своей наглостью. Молодой актер спросил: “Что показывать? Мы же взрослые люди, оба понимаем, что если вы будете меня брать, то на какое-то амплуа или на какую-то роль. Вы скажите конкретно, что вам нужно, а там по ходу дела разберемся, что я еще могу”. Режиссер дал ему прочитать сценарий “Кукарачи”, предложив через месяц что-нибудь показать. Андрей явился спустя семь дней. Когда закончился показ, Геннадий Михайлович велел ему идти оформляться. Андрею предстояло играть в спектакле главную роль.
Роль Кукарачи в спектакле по одноименной пьесе Нодара Думбадзе стала для актера первой и последней ролью в Ленкоме. На премьеру спектакля замминистра внутренних дел Чурбанов отправил внушительную комиссию, состоящую из генералов и полковников. Хотя в целом спектакль им понравился, но по поводу Краско они доложили Чурбанову свои замечания. Участковый милиционер в исполнении Краско был веселым бесшабашным парнем с расстегнутой верхней пуговицей гимнастерки и закатанными рукавами. Это, по мнению комиссии, порочило светлый образ милиции. В результате на следующий день Андрей получил повестку в армию, как потом признался Чурбанов – “для острастки”.
За Андрея пытались вступиться, действовали даже через “Мосфильм”, но это не помогло. Больше всех по этому поводу переживала режиссер Динара Асанова. У нее Андрей уже успел сняться в 1980 году в небольшой роли в мелодраме “Некудышняя”. Теперь же она планировала его снимать в роли плохого преподавателя в драме “Пацаны”. К сожалению не удалось.
Армия
Таким образом в 1982 году Андрея отправили служить в Северный Полярный округ в Архангельскую область. Как он признается: “В армии можно запросто устроиться, если ты что-то умеешь”. Андрей вначале устроился писать плакаты, а затем выбился и в начальники – командовал “музвзводом”. Так и прошли полтора года.
10 лет в забвении
Пока Андрей служил в армии умерли и Динара Асанова и Геннадий Михайлович Опроков. В итоге Краско вернулся в никуда. Правда он сыграл несколько спектаклей в Ленкоме, но затем в театр пришел Егоров, и Андрей остался без работы. Некоторое время он пометался по Ленинграду, но его нигде не ждали. Актер решил уехать в провинцию.
Через некоторое время Андрей Краско уехал в город Димитровград. “Там в театре было два человека с высшим театральным образованием, из них один я. На балконе театра на втором этаже росли кусты, а внизу паслись козы”, – вспоминает он.
Здесь он задержался недолго. В 1985 году его пригласили на съемки фильма-катастрофы Дмитрия Светозарова “Прорыв”, но директор не хотел отпускать талантливого актера. Пришлось уволиться. В ожидании утверждения на роль Андрей пошел работать на автоагрегатный завод руководителем танцевального кружка.
После съемок в фильме “Прорыв” у Андрея начались метания по различным театрам, но ничего не выходило. А затем и вовсе в стране наступил период, когда театры оказались никому не нужны. В кино дела обстояли не намного лучше. Хотя Краско периодически снимался, но в основном это были эпизодические роли. Единственную заметную роль ему довелось сыграть в триллере все того же Дмитрия Светозарова “Псы”.
Надо было как-то выживать. И актер пошел “в народ”. Ему пришлось работать и в кооперативе, где он шил брюки и куртки, и на кладбище (месил раствор и делал оградки). Он торговал книгами и занимался евроремонтом. Собрав деньги от гонораров и взяв взаймы у Андрея Урганта и у родителей, купил машину и занимался частным извозом. Испытать пришлось многое.
Прорыв в кино
В середине 90-х Андрей Краско работал на киностудии шофером. Благодаря этому в 1996 году ему удалось сняться в небольшой роли в комедии “Операция “С Новым Годом!”. Вскоре он узнал о новом проекте – сериале “Улицы разбитых фонарей”. Как признается сам актер, он “внаглую стал в него напрашиваться”. К сожалению, его не утвердили, доверив лишь эпизод.
Известность Андрею Краско принесла роль Краснова, напарника главного героя Лехи Николаева в сериале “Агент национальной безопасности”. Между прочим эта роль писалась специально под Краско. Он рассказывал: “Я как-то позвонил своему приятелю-сценаристу, который писал “Агента”, и попросил придумать для меня роль. Он не раз это для меня делал, но режиссеры (сценаристы же в кино ничего не смыслят!) брали других актеров. Но здесь режиссером был Дмитрий Светозаров, у которого я уже в нескольких картинах снимался. Так и появился мой герой. Поначалу была идея сделать “агента” героем-одиночкой. Но любому супермену все равно нужен напарник, который вовремя позвонит, появится в последний момент. И этим человеком стал я”.
Несмотря на то, что актер находился в тени главного героя Лехи Николаева, которого играл Михаил Пореченков, это был настоящий прорыв. Так Краско снялся у Александра Рогожкина в военной драме “Блокпост” (Ильич) и новелле “Болдинская осень”. В “Болдинской осени” он, кстати, снимался вместе со своим отцом Иваном Краско.
Личная жизнь
Первый раз Андрей Краско женился еще в институте на однокурснице, но брак быстро распался.
Вторая жена, полька по национальности, училась в Москве. У супругов родился сын, которого назвали в честь деда – Иваном (по-польски Ян Анджей). Однако в дальнейшем семейная жизнь не сложилась. Жена Андрея Краско уехала в Польшу, так и не оформив развод. Так они и жили более двадцати лет. ” Это же целое дело – чтобы подать заявление, надо отстоять очередь человек в сто. Нет у меня на это времени. В Польше все проще, но Ванина мама очень ленива. А разговор о разводе у нас заходит раз в несколько лет – когда у нее появляется очередной муж”, – говорил Андрей Иванович. Однако в конце-концов развод был оформлен.
В последнее время Андрей Краско жил с гражданской женой по имени Лена. Она работает ассистентом реквизитора. Андрей и Елена познакомились на съемках “Агента национальной безопасности”. Занятно, что будущая теща Андрея, посмотрев несколько серий, полюбопытствовала: “А вот этот Краско и в жизни такой же придурочный?” На следующий день актер пришел к ним в дом знакомиться.
Светлана прожила с Андреем Краско около двух лет (до самой смерти актера), ездила с ним на гастроли и на съемки, сопровождала его повсюду, чтобы не расставаться, словно предчувствовала, что Андрею не суждено жить долго…
Театр
В конце 90-х Андрей Краско вернулся и в театр. Первые большие сценические работы Андрея Краско связаны с петербургским театром “Приют комедианта”, где в 1999 году он сыграл роль филера Александрова по прозвищу Феклуши в спектакле Петра Шеришевского “Собачий вальс” (по Леониду Андрееву), а в 2001 году создал образ знаменитого Венички в перенесенной на театральные подмостки Г. Васильевым поэмы В.Ерофеева “Москва – Петушки”. В числе последних театральных работ актера – постановки “На дне” (Сатин) и “Смерть Тарелкина”.
Вот как описывали игру актера на сцене: “Он органичен в любой ситуации, неуловим и загадочен. Плавные движения и вкрадчивые певучие интонации делают его похожим на кошку. Он не выходит на сцену – он на ней появляется, то ли материализуясь из ничего, то ли находясь на ней всегда, просто становится заметным в нужный момент. Он никогда не суетится и, кажется, даже не торопится, словно его время отличается от времени всего человечества. Его феноменальное обаяние, как сценическое так и человеческое, столь велико, что невольно сравниваешь его с легендарным Гаммельнским крысоловом: Краско без всякой дудочки может заворожить и увести за собою кого угодно”.
Последние работы в кино
В последние годы Андрей Краско стал очень популярным и востребованным актером. Его популярности способствовали роли в драме Павла Лунгина “Олигарх” и телевизионном сериале “Линии судьбы”.
Одной из лучших работ в начале 2000-х несомненно является роль в драме “72 метра”. Андрей Краско блистательно сыграл командира подводной лодки “Славянка” Янычара. Глядя на эту работу невозможно не восхищаться. Как тонко подмечены черты характера. Вот он распекает своих подчиненных, которые стоят перед ним вытянувшись в струнку, и вот уже мгновение спустя, следует оклик его жены, и грозный командир на полусогнутых ногах спешит к своей супруге. Драма “72 метра” заслуженно был названа лучшим фильмом 2004 года.
В 2005 году вышел очередной сериал с участием Андрея Краско – “Гибель империи”. Актер сыграл офицера контрразведки Стрельникова, который вместе со своими коллегами: Костиным (Александр Балуев), Нестеровским (Сергей Маковецкий) и Штольцом (Марат Башаров) раскрывали заговоры против Российской империи.
В сериалах “Участок” и “Заколдованный участок” (“Участок-2”) проявился комедийный талант актера. Причем его комедийность была какой-то особенной, с большой долей грустинки.
На пике популярности
Ушел из жизни Андрей Краско внезапно, на пике своей популярности. В его биографии наступил тот замечательный период, когда он, во-первых, в силу своего таланта способен был играть самые разные роли, а во-вторых, был чрезвычайно востребован у режиссеров. Парикмахер в сериале “Брежнев”, журналист Александр Ветров в фильме “Королевство кривых”, хозяин пансионата Сан Саныч в картине “На белом катере”, главный инженер комбината Скоросько в фильме “Охота на изюбря”, комполка в “9 роте”, майор Игорь Голомазов в картине “Принцесса и нищий”, Маркел в сериале “Доктор Живаго”, дядя Паша в военной драме “Сволочи”… – это далеко не полный перечень последних работ актера.
Летом 2006 года он снимался в Одессе в очередном фильме. В ночь на 5 июля у актера не выдержало сердце. Андрею Краско было всего лишь 48 лет.
 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: