энергия Кундалини. Практика кулачары

Особым проявлением Шакти в тонком теле человека является таинственная энергия
кундалини. В “Шатсахасра-самхите”, одной из Тантр, говорится: “То проявление
Матери, что содержится в его (т.е. человека) теле, известно как кундалини” (мата
кундалини прокта тасйанге йа вйавастхита). Пробуждение и подъем кундалини в
сахасрара-чакру и связанное с этим обретение многочисленных психофизических и
духовных совершенств (сиддхи) – основная практическая цель тантрической
кундалини-сиддха-йоги. Кундалини буквально означает “свернутая кольцом”.
Свернувшись в три с половиной оборота, кундалини-шакти, как мистическая
“огненная змея” дремлет в муладхара-чакре до тех пор, пока не будет пробуждена в
процессе выполнения тантрической садханы. Кундалини – та часть единой
Космической Энергии (Жизненной Силы макрокосма, иначе известной как
Махакундалини), которая проявляется в микрокосме (т.е. теле человека) как корень
и центр всех заложенных в нем сил. В муладхаре кундалини “спит”, т.е. пребывает
в состоянии своей потенциальной активности, когда вся ее активность устремлется
вовне. Именно из-за ее сна человек бодрствует и воспринимает себя только как
тело и эго и как отделенную от Космоса, от других существ и от Шивы
индивидуальную личность. Так же как макрокосмическая
Махакундалини творит, поддерживает и затем растворяет вновь в Изначальной Шакти
всю проявленную вселенную, кундалини индивидуального существа питает его
сознание, ум, чувства и все процессы жизнедеятельности, позволяя тем самым
индивидуальной душе развиваться и совершенствоваться в бесконечных циклах
перерождений в различных формах и в самых разных мирах. Будучи пробужденной,
поднявшаяся в сахасрару кундалини индивидуума соединяется через это “отверстие
Духа” (брахма-рандхру) со своим макрокосмическим аспектом, т.е. с Махакундалини,
а через Нее – с Парама-Шивой. Индивидуальное сознание дживы при этом с помощью
кундалини воссоединяется с вселенским Сознанием Шивы и переживает блаженство
просветления.
Через постижение природы кундалини-шакти тантрик начинает переживать и свою
индивидуальную жизнь, и жизнь общекосмическую как общую Единую Жизнь Шивы, Шакти
и джив. Его действия становятся неотделимыми от божественных игр его
Божественных Родителей, а все его переживания воспринимаются им теперь и как Их
переживания. Тогда уже любые физические нужды тела и чувств приобретают
космическое значение и тем самым реально преображаются сначала в
сверхчеловеческие, а затем и в божественные действия. Счастье здесь и сейчас и в
будущем, а также блаженство Освобождения здесь и сейчас и в будущем – полнота и
того, и другого! – достигаются теми, кто пережил с помощью подъема кундалини
единство своей духовной индивидуальности с Шивой и Шакти. Так на практике
реализуется важный принцип Тантры: полнота и наслаждения (бхукти), и
Освобождения (мукти).
Но достижение настоящего мастерства в кундалини-сиддха-йоге – удел сравнительно
немногих. Это уровень тантрической практики, известный как сиддхантачара (“путь
сиддхов”), которому в состоянии следовать по-настоящему лишь те, кто прошли
стадию вамачары. Достигший мастерства в практике кундалини-сиддха-йоги,
становится сиддхой (совершенным). Махасиддхой (великим сиддхой) становится тот,
кто сумел преобразовать не только свое тонкое, но и физическое тело в
бессмертное тело (дивья-тану). Такие личности весьма редки. Хотя условия жизни
людей в современном индустриальном городе мало пригодны для того, чтобы
практически овладеть приемами кундалини-сиддха-йоги на высшем уровне, все же не
стоит отказываться от практикования ее начальных ступеней тем, кому ничто не
мешает это делать. Но истинно преданный Богине-Матери тантрический йогин не
только не станет превращать кундалини-сиддха-йогу в некий нескончаемый сериал
упражнений только лишь для ума и тела, а напротив, сделает практику подобной
йоги неотъемлемой частью своего образа жизни и особой формой почитания Шакти.
Тогда милостью Матери он легко обретет различные сиддхи – в том числе и такие,
которые он даже и не стремился в себе развивать. А материалистически мыслящий
псевдо-йогин (каковых в обществе, надо признать, развелось немало) лишь будет
напрасно тратить время в безуспешных попытках подчинить контролю своего ума и
эго все проявления своей внутренней жизненной силы – прану, сексуальную энергию,
кундалини и т.п., т.к. из-за своего невежества не может распознать их именно как
проявления высшей Сознательной Силы, т.е. Шакти. Такой глупец подобен злодею,
возжелавшему изнасиловать свою родную мать, а более тяжкого греха, чем этот, не
существует. Нет греха большего, чем нежелание почитать Богиню-Мать и следовать
Ее естественной религии – Тантре!
Поскольку Матерь Кали является Изначальной Шакти, то именно Она почитается как
собирательный Образ всех иных шакти. Только в культе Кали тантрическое
Богопочитание возможно в максимальной своей полноте. Обычного поклонения Ей в
духе традиции “правой руки” (дакшиначары) недостаточно. Вместе с тем, нельзя
сводить почитание Кали и к одной лишь традиции “левой руки” (вамачаре). Как
Изначальная (Адья) и все в Себя вмещающая Богиня, Кали должна быть по
достоинству почитаема во всей полноте Своих аспектов и всей полнотой эмоций,
чувств и возможностей поклоняющегося. Такое поклонение осуществимо лишь в
кулачаре (пути Кулы).
Понять, что же представляет собой кулачара, самая эзотерическая из тантрических
ачар, невозможно без ясного понимания самого понятия Кула. Кула означает
буквально “семья”, “род”, “сообщество родственников”. В “Куларнава-тантре”
(17.26) говорится: “Кула – это Семья, происходящая от Шивы и Шакти, с помощью
которой достигается Освобождение. Тот, кто знает это, известен как каулика”.
Кула означает также Саму Шакти и все, что порождено Ею: “Кула – это душа
(джива), материальная энергия (пракрити), пространство, время, эфир, земля,
вода, огонь и воздух… Постижение того, что все это едино с Абсолютом, есть
Путь Кулы, дарующий духовность (дхарму), благополучие (артху), наслаждение
(каму) и Освобождение (мокшу)” (“Маханирвана-тантра”, 7.97-98). В эзотерическом
понимании Кула представляет собой мистическое тело Шакти, образованное
сообществом истинных кауликов (каул), освобожденных душ. “Кула – это Сама Высшая
Шакти (кулам хи парама шактих)”, – говорится в высокоавторитетной “Тантралоке”.
Парама-Шива известен как А-Кула (не-Кула), когда рассматривается как чисто
трансцендентный (вишвоттирна), непроявленный (нишкала) и бескачественный
(ниргуна) Абсолют, лишенный активной Шакти.

Практика кулачары предполагает посвящение в эзотерическую сторону тантрической
садханы (духовной практики) – в систему вамачары (“тантры левой руки”), в
которой используется таинство паньчататтвы (“пяти М”) и некоторые другие
сокровенные практики. При этом обычно не отменяются привычные установления и
принципы экзотерической стороны тантризма – система дакшиначары (“тантры правой
руки”). Вамачара и дакшиначара взаимно дополняют друг друга. В рамках
дакшиначары совершаются открытые храмовые богослужения, в которых участвуют все
члены тантрической общины независимо от уровня посвящения: все вместе молятся,
воспевают гимны, поклоняются мурти или янтре Богини, повторяют мантры, участвуют
в совместных ритуальных трапезах (бходжанах), практикуют индивидуальную и
совместную медитации, выполняют другие более-менее доступные всем практики.
Практика дакшиначары доступна даже тем, кто не прошел тантрического посвящения.
Для садхаков пашу-бхавы тантрическая практика, по сути, сводится к следованию
дакшиначаре. В практику вамачары посвящаются только садхаки вира-бхавы, прочно
утвердившиеся на Пути Тантры, ведущие тантрический образ жизни, строго следующие
принципам дакшиначары в повседневной жизни, практическими делами доказавшие свою
преданность дикша-гуру и всей общине.
Одновременное почитание Кали методами дакшиначары (открыто) и вамачары (втайне)
дает желаемую полноту взаимоотношений с Ней. Без этого преданное служение Матери
неизбежно будет оставаться поверхностным и малоэффективным.
В кали-югу – время, в котором мы живем сейчас, почитание Божественной Матери
Кали в духе восторженной и полной преданности Ей является залогом благополучия и
духовного спасения. Нет ничего недостижимого для того, кто всецело предал себя
Кали. В “Шакта-прамоде”, авторитетном тантрическом сборнике практических методов
почитания различных проявлений Шакти, говорится: “Тот, чье сердце наполнилось
блаженством Калики, а ум – преданностью Ей, тот становится бхактой Кали,
воистину обладателем всех богатств и совершенств. В кали-югу лишь Кали, в
кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали дарует все желаемое! В кали-югу лишь
Кали, в кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали должна быть почитаема!”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: